Расширение пределов сострадания - страница 2/6

о том, как тесно зависят судьбы всех людей от состояния ми­ровой экологии. О необходимости ответственного использования природных ресурсов. И об опасности международной политики, основанной на национальном эгоизме.

(Переходя на английский.) Я думаю, что многие проблемы, с ко­торыми мы сталкиваемся сегодня, возникают из-за односторонно­сти наших подходов. Возникает противостояние — «мы» и «они», причем они не рассматривают себя как часть нас. В результате воз­никают совершенно ненужные проблемы. В США и многих других странах до недавнего времени люди не думали глобально. Америка называла все необходимые ей ресурсы «своими».

Джинпа: Что касается США, то если бы там присутствовала большая глобальная осведомленность, то тогда они проявляли бы больше готовности делиться материальными ресурсами с бедны­ми странами.

Экман: Мы можем критиковать США в наших дискуссиях, по­тому что многим американцам нравится, когда их критикуют, и нам это действительно нужно, но я должен заметить, что, воз­можно, нам самим следует быть более осторожными, когда мы критикуем другие страны.

Далай-лама: Недавно в Денвере несколько собравшихся там но­белевских лауреатов — всего около десяти — занимались поиском виноватых: они критиковали Америку и в особенности Буша. Я вы­ступил их оппонентом. (Экман смеется.)

Да, есть политика, и вы сами видите, что политика неудачная. Но если говорить об Америке в целом, то я ее люблю. Я ее защи­щаю. Президент Буш как человек мне очень симпатичен. Поэтому в этой дискуссии я встал на защиту Америки. Но по этим вопросам [нежеланию делиться природными ресурсами и неограниченно­му потреблению мировых ресурсов] критика представляется мне оправданной.

Экман: То, что вы сейчас сказали об Америке и о Джордже Буше, кому-то покажется удивительным. Одна из самых серьезных про­блем в Америке — и не только в Америке, а и во всем мире — это проблема демонизации. Если вы не согласны с человеком, то тогда вы смотрите на него как на воплощение дьявола. Но, несмотря на то что вы не сказали ничего хорошего о политике Буша, вы сказа­ли, что он нравится вам «как человек».

Я вижу в этом проявление истинного буддизма. Вы умеете ви­деть хорошее в человеке. Это не зависит от того, согласны вы или не согласны с его действиями. Я не думаю, что люди понимают из­держки ненависти, — что она не только искажает их чувства, но и делает невозможным вести аргументированную беседу с вызвав­шим ненависть человеком. Ненависть имеет только

Интересные материалы

Глава 15             О МОЛИТВЕ И ПОДВИГЕ             Отец, отныне я сокращу мои песнопения, И отрешу длинноты славословий. В подвиге будет молитва моя, И начну ее молчанием. (Листы Сада Мории, т. 1...

Испуг и буфер Экман: Третий вопрос имеет отношение к Мэттью Райкарду. Я уже рассказывал о двух исследованиях, проведенных мною вме­сте с ним: первое было посвящено обсуждению проблем с требо­...

Шкала эмоциональных тонов – ещё один инструмент, относящийся к саентологической технологии и широко используемый в повседневной жизни. На Шкале тонов, которая была систематизирована на...