Разновидности гнева

Разновидности гнева

Экман: Я думаю, что гнев имеет много разновидностей. Мы ис­пользуем слово «досада» для обозначения очень слабого, а слово «ярость» — для обозначения очень сильного гнева. Здесь мы имеем дело с вариациями гнева по силе или интенсивности. «Негодо­вание» — это гнев человека, уверенного в своей правоте. «Я прав. Я имею право не одобрять то, что вы сделали». «Угрюмость» — это пассивный гнев. «Я готов простить вас за то беспокойство, которое вы мне причинили, но разговаривать с вами я не буду». «Раздражение» — «мое терпение на исходе». «Кипение» — едва сдерживаемый сильный гнев. Интересная особенность слова «без­умный» состоит в том, что оно обозначает и психическое нездоро­вье, и сильный, неконтролируемый гнев, при котором мы переста­ем что-либо чувствовать. Он заметно отличается от негодования или угрюмости.

Вы используете выражение «затаенная злоба»?

Далай-лама: Простите? А что это такое?

Экман: Это еще одна разновидность гнева. Она подобна ожесто­чению. Это гнев, который имеет свою историю, и благодаря такой истории приобретает мучительный характер. Это, образно говоря, прокисший гнев. Разгневанный человек, испытывающий затаенную злобу, не получает от этого удовольствия. Но есть люди, кото­рые любят испытывать гнев. Он доставляет им наслаждение.

Далай-лама: Гм-м.

Экман: Для некоторых людей проявление гнева является пре­людией к близости. «У нас вышла ужасная ссора, мы чуть не под­рались. Но я люблю тебя!»

Далай-лама: Да.

Экман: Удивительно. Но некоторые люди после ссоры говорят друг другу: «Я не могу с тобой разговаривать! Я не могу находить­ся рядом с тобой». В этом отношении люди могут сильно разли­чаться между собой.

«Мстительность» — это еще один тип гнева, который обычно предполагает какое-то размышление о полученном оскорблении. Он отличается от других типов гнева тем, что не проявляется не­медленно.

Далай-лама (через переводчика): Возможен ли мстительный гнев, который проявляется немедленно, не требуя размышле­ния? Разумеется, возможны обстоятельства, в которых вы буде­те размышлять о том, как с вами поступили, и затем в результате размышления ваша мстительность усилится и вы захотите причи­нить вред другому человеку. Но возможен ли мгновенный мсти­тельный гнев? В некоторых областях Тибета существовала куль­тура, в которой мщению придавалось очень большое значение (как в сицилийской культуре в Италии), так что если член семьи не мог совершить убийство из мести, то такая семья

Купить книги Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

ozon.ru          amrita-rus.ru

 

Цитаты

От глупости лекарство одно - учёба и учёба.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

Алекс Вингольдц Наша проблема в том, что мы не знаем фундаментальных основ работы человеческого сознания. Его многомерная работа не вписывается в наши научные теории и постулаты. Для ученых...

Грубый и тонкий уровни ума Я продолжал развивать тему: — Ваше Святейшество, такое объяснение представляет собой большую проблему для западных неврологов из-за дуалистического подтекста. Самой...

Глава 13 ЭТИКА В ОБЩЕСТВЕ   Образование и средства массовой информации Подлинно нравственная жизнь, когда мы ставим на первое место нужды других и стремимся обеспечить их счастье, чрезвычайно сильно...