Разновидности гнева - страница 3/5

у младенцев из разных культур. Для исследования эмоций ему нужно было найти что-то такое, что вызывало бы гнев в каждой культуре. Он делал следу­ющее: перед ребенком, который едва научился ползать, помещал­ся очень соблазнительно выглядящий предмет — игрушка. Когда ребенок начинал ползти к игрушке, Кампос удерживал его руками, создавая таким образом препятствие и не позволяя достичь желаемой цели. Эти действия вызывали гнев у всех младенцев представлявших все обследовавшиеся культуры. Такой результат позволяет утверждать, что основной целью гнева является устранение препятствия к достижению цели. Если это верно, то это еще не означает, что единственный или самый лучший способ реагирования заключается в причинении вреда тому, кто создает препятствие, — поскольку это может только укрепить намерение к его сохранению.

Далай-лама (через переводчика): Но даже в случае младенца испытывающего гнев, присутствует желание, не обязательно от­четливо выраженное, удалить препятствие и создающего его чело­века, а также определенная враждебность в отношении этого пре­пятствия.

Экман: Возможно.

Далай-лама: Возможно, намерение причинить вред — это сле­дующий этап! Например, если препятствие не удаляется, то тог­да гнев мог бы...

Экман: У младенца, разочарованного результатами таких уси­лий, гнев не приводит к целенаправленным действиям, его энер­гия растрачивается на бессистемные движения.

Далай-лама: Это потому, что младенцы не способны наносить нацеленные удары. (Смеется.)

Экман: Если препятствие находится близко к ребенку, то в ре­зультате случайных движений руками и ногами он может нанести удар удерживающему его взрослому человеку.

Далай-лама (через переводчика): Потому что даже взрослые люди иногда бывают очень сильно разгневаны, — а когда вы не можете остановить мешающего вам человека, то вы наносите ему удар.

Экман: Да?

Далай-лама (смеется.) Это позволяет утверждать, что желание нанести удар, намерение причинить вред заключено в самой при­роде гнева.

Экман: Я вижу, что здесь имеется две возможности, Во-первых» большинство младенцев усваивают, что, когда они делают бессистемные движения руками и ногами, они могут нанести удар чело­веку, создающему для них препятствие, в результате чего это пре­пятствие довольно часто устраняется. Это означает, что, когда вы находитесь в состоянии гнева, вы усваиваете ценность причине­ния вреда другому человеку, создающему препятствие на вашем пути к цели. Во-вторых, намерение причинения

Интересные материалы

Импровизированная лекция   Говорят, что однажды один человек пришел к Магомету и сказал ему: «Я очень несчастен, так как дурно поступил по отношению к моему другу. Я несправедливо обвинил его, я...

О родительском сострадании Пол Экман Как становится ясно далее, в рассуждениях Далай-ламы допу­скается вероятность того, что когда человек дает жизнь ребенку или усыновляет ребенка, не являющегося...

Глава 6. Открытие Сутры Праджняпарамиты   Говорится, что Будда дал восемьдесят четыре тысячи собраний учений, дабы удовлетворить различные ментальные предрасположенности и духовные наклонности...