Разновидности гнева - страница 4/5

вреда присуще самой природе гнева. Когда я спросил об этом Джо Кампоса, то он ответил, что возможно и то и другое. Практически здесь нет ни­какой разницы, так как вполне вероятно, что большинство людей на основании своего опыта усвоили, что причинение вреда друго­му человеку может оказаться полезным в краткосрочной перспек­тиве. Если это так, то тогда это поведение должно быть врожден­ным.

Далай-лама (через переводчика): Даже в случае устранения препятствия посредством причинения ему вреда сам вред оказы­вается неотъемлемой составляющей гнева как такового; базовая эмоция более нацелена на устранение препятствия. Как только цель достигается, намерение причинения вреда исчезает.

Особенность человеческих существ заключается в том, что мы имеем очень долгую память. Мы помним, что какой-то человек создал препятствие на нашем пути, и, даже несмотря на то что этот человек может уже находиться за тысячи миль от нас, мы по-прежнему думаем о том, как не допустить его возращения. (Смеется.)

Экман: Это очень опасный вопрос, потому что он означает, что желание удалить препятствие может быть подчинено желанию причинить вред человеку, который это препятствие создал. «Поче­му вы это сделали? Почему вы хотите причинить мне вред? Почему вы препятствуете мне?» Теперь фокус направлен не на устранение препятствия, но на восприятие мотивации человека и на желание наказать его за причиненное беспокойство. Это очень опасно.

Далай-лама: Тогда это становится злом. И даже животные в опре­деленной степени обладают способностью помнить то, что было для них сделано. Много лет назад у меня была маленькая собач­ка. Однажды собачка заболела, и к ней пришел мой врач, чтобы сделать ей укол, который оказался довольно болезненным. После этого всякий раз, когда врач приходил ко мне домой, собачка начинала на него лаять. (Смеется.) Она стала относиться к нему враждебно.

Экман: Мы называем это научением с первого раза. И в этом случае произошло именно такое научение. Она все поняла после получения первого опыта. Отучить ее от этого было бы трудно, очень трудно.

Когда мы возмущаемся тем, что сделал другой человек, то да­же когда он находится, как вы сказали, за тысячи миль от нас, мы все равно думаем о том, как бы отплатить ему. Пример с вашей со­бачкой слишком прост. Предположим, что какая-то другая соба­ка проникла в чей-то дом, схватила кусок мяса, предназначенный хозяйской собаке, и убежала. Будет ли хозяйская собака, остав­шаяся без обеда, помнить

Интересные материалы

Глава 11. Достижение результата Пустота всех явлений   Давайте вернёмся к тексту Сутры сердца :   Итак, Шарипутра, в пустоте нет [совокупностей] форм, чувств, представлений, побуждений, сознаний....

Фильтр настроений Экман: Прежде чем двигаться дальше, я считаю необходимым выяснить, чем эмоции отличаются от настроений. Если мы не сде­лаем этого, мы не всегда сможем в точности знать, говорим ли...

Определение сострадания Далай-лама: Однажды, во время встречи с учеными, среди кото­рых был Франсиско Варела, мы пришли к согласию по поводу то­го, что сильное сострадание, бесконечное сострадание...