Счастье и страдание - страница 3/10

дуккхи. Она окружает нас фактически всё время. Жизнь и природа подвержены изменению, и это невозможно остановить, вне зависимости от того, цепляются люди к идее о [неизменном] «я», или же нет. Не важно — есть ли такой «я», переживающий всё это, или же нет — жизнь всё равно изменяется, природа изменяется, в силу своих собственных законов. Природа постоянно создаёт условия для появления и исчезновения. И так оно и будет. Природа так и будет неудовлетворительной, существует ли «я», которое переживает этот опыт, или же нет. Вещи появляются и уходят, счастье возникает и исчезает, как и всё остальное. Если нет «я», которое всё это будет переживать, то не будет и «я», которое будет разочаровано, когда «моё» счастье, что у «меня» когда-то было, теперь исчезло. Было бы проще, если мы могли бы откинуться в кресле и воспринимать жизнь такой какая она есть — пусть она течёт, отпустите её, принимайте приятное вместе с неприятным, счастье вместе со страданием, удовлетворительное вместе с неудовлетворительным.

Основная форма дуккхи возникает из-за веры в «я». Простой изменчивый процесс природы становится проблемой для нас, поскольку мы не можем оставить этот процесс в покое. Оставьте природу такой, какая она есть, и это не превратится в страдательное переживание.


Боль и дискомфорт

Физическая боль — самая очевидная форма дуккхи. Если вы спросите у людей, не имеющих никакого отношения к буддизму о том, что такое страдание, то они, вероятно, скажут «боль» — и будет совершенно правы. Боль — это часть жизни, чёрная её сторона, которую нам нужно принять. Каждый испытывает боль, это часть жизни. Боль помогает нам учиться. Если бы у нас не было боли, мы ничему бы не научились. Когда нас жжёт огонь, мы учимся держаться от него подальше. Боль — великий учитель и боль сама по себе часть природы.

Боль может лишь иногда посещать нас в течение жизни, если нам везёт. У некоторых мало боли, у других её много. Благо, я думаю, у большинства людей её всё же не так много. Трудно было бы вынести жизнь, полную боли.

Мы способны справиться с обычной повседневной болью не зацикливаясь на ней, не превращая её в проблему, не признавая, что это происходит со «мной». Мы можем вынести зубную боль, но с более жёсткой болью справиться уже куда тяжелее. Тем не менее, Будда говорил, что боль можно преодолеть. С другой стороны, боль называется «пропастью», поскольку преодолеть её трудно, хотя и возможно.

Вместе с болью приходит дискомфорт. Он похож на некоторую

Источник

Интересные материалы

Существуют ли аналоги понятия «тонкий ум»? Я задал вопрос, давно занимавший меня, и, вероятно, высказался за всех присутствующих: — Предположим, что у нас есть практик высокого уровня, который...

                Возможно, некоторые из вас задаются вопросом, почему я, будучи педагогом, так редко говорю о воспитании детей. Все педагоги занимаются детьми, а я нет - я в этом смысле исключение....

О родительском сострадании Пол Экман Как становится ясно далее, в рассуждениях Далай-ламы допу­скается вероятность того, что когда человек дает жизнь ребенку или усыновляет ребенка, не являющегося...