Сострадание с эволюционной точки зрения - страница 4/7

Я уверен, что в смысле того, что нужно делать. Он пыта­ется дать объяснение.

Далай-лама (через переводчика): Моя собственная позиция за­ключалась бы в определении этики в терминах тех основополага­ющих психических состояний и действий, которые они мотивируют, то есть того, что вносит вклад в благополучие индивида. Или общества. Или окружения этого человека.

Экман: Это замечательная формулировка, которая сообщает так много и в такой сжатой форме. Но могли бы вы развернуть ее ши­ре? Что вы понимаете под основополагающими психическими со­стояниями? Какой вклад они вносят в благополучие? Идет здесь речь об одном человеке или обо всех людях? Я думаю, вы собирае­тесь сказать, что если это приносит пользу всем людям, то это при­носит пользу и отдельному человеку.

Далай-лама: Обычно я описываю в соответствии с моим огра­ниченным словарным запасом действие или мотивацию, которая в конечном итоге способствует достижению человеком счастья или комфорта. Это я называю этичностью.

Экман: Этичность это мотивация? Или этичность — это дей­ствие?

Далай-лама: И мотивация, и действие. Сейчас действие озна­чает здесь и физическое и вербальное действие. В конечном ито­ге приносящее позитивное переживание и счастье. Я думаю, что обладание счастьем и комфортом считается этичным, потому что люди хотят счастливой жизни. Поэтому я полагаю, что под этич­ностью следует понимать причины и условия комфорта или сча­стья, долгосрочного счастья и комфорта. Мы чувствующие суще­ства — мы этого хотим.

Экман: Да?

Далай-лама: Итак, все факторы этого этичны.

Экман: Все факторы, способствующие этому.

Далай-лама: О да. Этичность — это нечто такое, ассоциируемое с чувствующими существами. Итак, действие или мотивация, ко­торые в конечном итоге обеспечивают счастье или комфорт. Вот так.

Экман: Всем людям?

Далай-лама: Да, всем людям. На уровне индивида, или семьи, или местного сообщества, или нации, или на международном уров­не все это этично. Я думаю, правильно будет утверждать также, что все религиозные концепции и концепции этики в конечном итоге основываются именно на этом. А также светская этика. Но некоторые разновидности этики, включая религиозную, могут основываться на религиозных убеждениях, то есть на чем-то дру­гом.

Экман: Это религии, религиозные течения, представители кото­рых заявляют: «Если вы не верите в нашу идею о Создателе, то тогда ваше благополучие не имеет значения». Бывает и так.

Далай-лама: Да, верно.

Экман: Но ислам, христианство

Интересные материалы

  Какие аномалии можно наблюдать в поведении родителей по отношению к своим детям! Под предлогом, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать что же происходит вокруг него, они позволяют себе...

«Я» и действие — Почему буддизм уделяет такое большое внимание анализу природы «Я»? Во-первых, анализ имеет дело с «Я» как со средством, действующей силой, и с «Я» как экпериментатором. Это очень...

  Кришнананда Лицом к лицу со страхом Путеводитель на пути к близости   Посвящаю эту книгу моему возлюбленному мастеру Ошо. "Эта книга описывает путешествие – из Зависимости в направлении...