Сострадание с эволюционной точки зрения - страница 5/7

и иудаизм заявляют, что все мы одинаковые люди.

Далай-лама: М-м-м.

Экман: Еще один отрывок из Дарвина: «По мере того как чело­век подвигается в деле цивилизации и малые племена соединяют­ся в более крупные общины, простейшие разумные побуждения указывают каждому члену общества, что он должен распростра­нить свои социальные инстинкты и симпатии на всех членов дан­ной нации, хотя бы и ему лично неизвестных. Раз этот пункт до­стигнут, остается лишь искусственный барьер, препятствующий распространению его симпатий на людей всех наций и племен. Действительно, если многие люди отделены от нас большими раз­личиями в наружном виде или в привычках, то опыт, к несчастью, показывает, как много проходит времени, прежде чем мы начнем смотреть на них, как на наших ближних. Что касается симпа­тии за пределами человеческого рода, то есть человечности по от­ношению к низшим животным, она, по-видимому, представляет одно из самых позднейших моральных приобретений. Эта добро­детель, одна из благороднейших, какими только одарен человек по-видимому, возникла как побочный результат того, что наши симпатии становятся все более нежными и распространяются все шире, так что наконец включают всех чувствующих существ».

Джинпа: Он использует выражение «чувствующие существа»?

Экман: Да. (Удовлетворенно смеется.) Он говорит, что наивыс­шее состояние нравственного отношения проявляется в том, чтобы распространять свое сочувствие на всех чувствующих существ а не только на людей.

Дарвин был главным участником всех движений в защиту прав животных в Англии. Когда я редактировал новое издание одной из его книг, «Выражение эмоций у человека и животных», то мно­гие англичане писали мне письма и присылали книги с похвалами в адрес Дарвина, книги, которые активисты движений в защиту прав животных издавали в девятнадцатом веке.6 Когда я про­сматривал архив Дарвина, я обнаружил письма людей из многих стран мира, которые были озабочены правами животных.

Дарвин в своих трудах направил нам сообщение, которое многие из нас не хотят слышать. Сопротивление осознанию того, что животные имеют чувства, подобно желанию не знать о том, как страдают люди, живущие в других частях мира: вы не хотите слы­шать, что «те люди» в Дарфуре нуждаются в помощи. Некоторые люди думают: мне самому нужна помощь, мне требуется лучшая школа. С какой стати я должен заботиться о населении какого-то Дарфура? Тем более с какой стати я должен беспокоиться о жизни цыплят? Мы все едим этих

Интересные материалы

В последнее время в Интернете появилось множество псевдоканалов известных сущностей Света. Они передают информацию, прикрываясь известными именами, но информация эта по вибрациям и...

События последнего времени привели меня к пониманию того, насколько важно, когда у вас не пытаются отнять вашу личную силу. И совсем не имеет значения, являетесь ли вы учеником Мастера/...

Имя Ричарда Хогланда известно тем, кто интересуется проблемой поиска разумной жизни во Вселенной. Это создатель и главный специалист независимого исследовательского центра по наблюдению за...