Веротерпимость Ислама в многоконфессиональном обществе: история вопроса - страница 2/10

людей вместе взятых.

Веротерпимость Ислама, как мы отмечали неоднократно [1], вынуждены признавать даже исследователи-немусульмане. В частности, швейцарский востоковед Адам Мец (1869–1917 гг.) пишет: «Наличие огромной массы иноверных составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находящейся под сенью христианства…», «…жизнь покровительствуемых (т. е. христиан и иудеев. – С. Н.) была равноценна перед лицом закона с жизнью мусульманина», «…наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко». Говоря о веротерпимости в Арабском Халифате, Адам Мец отмечает, что она «…некая неизвестная в средневековой Европе» [2].

Действительно, наглядным доказательством толерантности и проявления уважения к религиозным убеждениям других верований является сама история. Законодательной базой, регулирующей эти отношения, является Коран и Сунна Пророка (да благословит и приветствует его Аллах). Так, в первом договоре, заключённом с немусульманами Неджрана, который является для каждого мусульманина наглядным и ярким примером для подражания вплоть до Судного Дня, говорилось:

«Защита Аллаха и заступничество Пророка Мухаммада (да благословит и приветствует его Аллах) для народа Неджрана и находящихся в округе являются правом этих людей, а также это распространяется на их имущество, жизнь, сферу религиозных отношений и практику, на присутствующих из них и отсутствующих, на их семьи, молельни и их владения – большие или малые. Ни один епископ не будет принудительно отправлен за пределы служебного места, ни один священник не будет выселен за пределы церкви, где он совершает службу, ни один монах не может быть принуждён покинуть монастырь, в котором он живёт… Они не будут притеснять и чинить несправедливость и не будут притеснёнными. Никто из них не будет нести ответственность за преступление или правонарушение, совершённое другим» [3].

Известно, с какой пунктуальностью и ответственностью сподвижники Пророка реализовали его незыблемые установки веротерпимости даже в те исторические времена, когда они находились в состоянии войны. Так, например, первый халиф мусульман Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), отправляя войско в Сирию под руководством Усама, напутствовал ему строго следовать заветам Пророка (да благословить и приветствует его Аллах). В частности, он сказал: «Не изменяйте данному слову, не чините бесправия, не грабьте имущество, не уродуйте тела

Источник

Интересные материалы

Глава 5 Интервью, 1985 год Вопрос: Как следует выполнять практику почитания гуру и как производить очищение от неблагих действий, накопленных по отношению к своему гуру? Его Святейшество: Наиболее...

Две традиции Экман: Я очень признателен вам за то, что вы нашли время для этих бесед. Надеюсь, что благодаря взаимодействию двух таких рядных интеллектуальных традиции — буддизма и западной пси­...

     Неизвестное о компьютере Каждый из нас много слышал о вреде компьютера. О том, что долго за ним сидеть не очень хорошо для здоровья. О том, что надо от него защищаться и что от...