(погибших на войне врагов); не убивайте детей, стариков, женщин. Не уничтожайте финиковые сады. А также не трогайте фруктовые деревья. Не убивайте овец, крупнорогатый скот и верблюдов, если только не хотите употребить их в пищу. По дороге вы можете встретить людей, уединившихся в молельнях, не трогайте их и не мешайте им совершать поклонение…» [4].
А вот другой пример, подтверждающий миролюбивое и толерантное отношение Ислама к представителям других верований. Известно, что немусульмане в лице мусульман находили надёжных защитников своих интересов. «Ни один христианин не обязан выступать с мусульманским войском ни против врага, ни для охраны границ; военные дела не должны касаться покровительствуемых, а мусульмане должны их защищать и оберегать», – говорится в договоре, изданном Пророком (мир ему и благословение Аллаха) о христианах.
Не раз даже язычники искали и находили покровительство и защиту у мусульман. В Священном Коране сказано: «Если кто-то из язычников придёт и попросит покровительства, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха. А если же не уверует, ты не принуждай его и сопроводи в безопасное для него место».
И в последующем представители различных конфессий жили на земле Ислама в мире и согласии, правители мусульман предоставляли иноверцам самые благоприятные возможности для сохранения их религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуществования может служить Османская империя. Семисотлетнее господство империи на большей части Малой Азии и Ближнего Востока и многих стран Европы было возможным лишь благодаря уважению и терпимости ко всем многонациональным этническим и религиозным группам, входившим в состав империи. Мусульмане несли подданным добро и мир, терпимость и уважение [5].
Наглядным подтверждением толерантного отношения Ислама к представителям иных верований является следующее известное историческое событие. Так, в период правления Омара бин Хаттаба, в 14-м году по Хиджре или 635-м году от Рождества Христова, был взят город Хумус. Но на следующий год, получив весть о том, что Гераклиус с двухсоттысячным войском готовится напасть, мусульмане были вынуждены оставить город Хумус. При выходе из города они вернули населению джизью (налог за покровительство) и объявили следующее:
– Когда мы брали с вас налог, то гарантировали вам безопасность. Однако сейчас мы не в состоянии защитить вас. Позаботьтесь о себе сами!
Население