Веротерпимость Ислама в многоконфессиональном обществе: история вопроса - страница 6/10

в городе высокие принципы исламской справедливости. Как и повелевается в Коране, он не стал ни к кому применять насилие, не стал мстить за невинно убиенных единоверцев, истреблённых в городе крестоносцами с 1099 года. Ни один христианин не был казнён, ни один из них не был притеснён [10].

Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в Имамате Шамиля [11]. Известный историк Р. Магомедов пишет, что Абдурахман, зять Шамиля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный посёлок с церковью и костёлом» [12].

«В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», – пишет другой писатель-историк Шапи Казиев.

Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор удивлённо пишет: «Повидать Шамиля приходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спрашивали, отчего они это делают, отвечали: "Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Забижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдёт до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмёт к себе, да ещё, как ни на есть, и накажет обидчика"» [13].

Известный еврейский историк Моше Гаммер, профессор Тель-Авивского университета, пишет, что «Шамиль никогда не навязывал обращение в Ислам. Все, кто придерживались своей веры, обитали в «русском поселении» вблизи резиденции имама, сначала в Дарго, потом в Новом Дарго. Здесь они имели право жить по своим обычаям и традициям… Была там и православная церковь и священник». Далее М. Гаммер пишет: «…Шамиль, узнав о существовании преследуемых российским правительством групп населения (инородцев, как, например, поляков или религиозных сектантов, таких, как старообрядцы), предоставлял им убежище, где они могли мирно жить и свободно исповедовать свою религию» [14].

Во второй половине ХIХ века в Дагестане наряду с русскими школами существовала целая сеть религиозных учебных заведений различных конфессий: мусульманских школ – медресе и мектебов; горско-еврейских школ при синагогах; церковно-приходских школ при православных церквях. В Дагестане особую веротерпимость, выручку и взаимную поддержку друг другу оказывали верующие различных конфессий. После Октябрьской революции 1917 г. и прихода к власти

Источник

Интересные материалы

Глава 10. Развитие безошибочного воззрения Правильное опровержение существования по природе   Из всех вышеприведённых философских рассуждений следует вывод: то, как мы склонны воспринимать вещи, не...

Изучение порога смерти В 60-е годы война во Вьетнаме и движение за гражданские права стали в США глубоким импульсом освобождения людей, испытывавших социальное и культурное давление. Произошла...

  Мысль дня: "Отец и мать никогда не должны уступать капризам ребенка. Они должны быть нежными, полными любви, но несгибаемыми. Если они отдали приказ ребенку, они должны требовать, чтобы он...