большевиков коммунисты Дагестана начали репрессии, следуя указаниям В. И. Ленина в строго секретном донесении В. М. Молотову от 19 марта 1922 г. В нём было дано правительственное указание: «Просьба ни в коем случае копии не снимать. Арестовать как можно больше представителей духовенства по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Политбюро дать детальную директиву судебным властям устно, чтобы процесс был проведён с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом большого числа самых влиятельных и опасных лиц не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров. Чем большее число представителей духовенства удастся нам по этому вопросу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
В то же время Советская власть стала насаждать воинствующий атеизм, преследовать религиозных деятелей, без суда и следствия расстреливать известных учёных-арабистов, шейхов, кадиев, мулл. Выступая против такой атеистической, антирелигиозной политики Советской власти, Абусуфьян Акаев, известный просветитель и учёный-арабист, на суде смело заявил: «Мои политические воззрения такие: "Если Советская власть стремится к созданию коммунизма, вернее социализма, я мог быть со всеми. Но когда речь идёт о безбожестве среди мусульман, я никогда не могу согласиться, и вряд ли вы найдёте мусульманина учёного-арабиста, который бы согласился перейти к социализму". Я говорил и буду говорить, что есть Пророк (да благословит и приветствует его Аллах), и мусульмане должны исполнять законы Шариата и Ислама, – и я не скрываю перед вами, что мусульманскому народу до последнего дня, т. е. до моего ареста, я говорил, что для каждого мусульманина обязательно исполнение прежде всего пяти пунктов Ислама, т. е. Шариата».
Когда зимой 1929 года Буйнакский городской Совет поднял вопрос о закрытии русской соборной церкви и использовании её под клуб, узнав об этом, «Дини комитет» («Религиозный комитет») – руководитель мусульман на основе Шариата, созданный в 1924 году в Дагестане для защиты интересов мусульман, – решил организовать протест против закрытия церкви. Для проведения в жизнь этого решения «Дини комитет» апеллировал к мусульманам, собравшимся в праздничный день в мечети. Мусульман призвали к поддержке русской общины, протестующей