быть контрдемонстрации».
Деятельность «Дини комитета» прервалась в конце 1929 г. Его работу считали антисоветской, контрреволюционной. Арестовали 75 активных деятелей «Дини комитета». А его руководителя Бадави Кади вместе с 20 активными его членами расстреляли. Вместе с ними расстреляли и раввина Рафаила Искияевича Мушаилова и священнослужителя Свято-Троицкого храма Владимира АдамовичаЖиромского [15].
То, что первый мусульманский халифат, а в последующем Османская империя и другие мусульманские государства строили на принадлежащих им землях с полиэтническим и поликонфессиональным населением справедливые, веротерпимые и гуманистические общества, объяснялось тем, что подобное отношение к людям Всевышний предписал мусульманам в Коране. Именно глубокая богобоязненность и трепетное отношение к повелениям Всемогущего, ниспосланным в Коране, мотивировали поведение Халифа Умара, Салахутдина Аюби, имама Шамиля и ещё многих мусульманских правителей в проявлении благонамеренности, добронравия, толерантности, милосердия, справедливости и цивилизованного отношения ко всем подданным своего государства. Эта модель взаимоотношения власти с полиэтничными подданными государства признана примером даже европейскими политиками и историками [16].
Толерантность и проявление уважения к религиозным убеждениям, которые наблюдаются сегодня в фактах соседства друг с другом мечети, церкви и синагоги в Дагестане, берут начало из самой сути Ислама и того взаимопонимания, которое проявил Пророк Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах). Если же со временем в некоторых исламских странах или в некоторых регионах России у некоторых лиц мусульманского вероисповедания это понимание исчезло, то это вовсе не связано с Исламом. Будет правильнее искать иные причины, будь то социальные, психологические или же личного характера, прежде всего связанные с незнанием своей религии.
Да сохранит нас Всевышний Аллах, да поможет в делах богоугодных, да простит грехи наши, наших родных и близких, да наставит нас на путь Истины! Амин!
[1] Рамазанов К. А., Султанмагомедов С. Н., Гаджиев М. П. Азбука Ислама. Учебно-методическое пособие по основам Ислама для начинающих. – М. – 2005. – С. 209.
[2] Мец Адам. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. – М. : Издательство «ВиМ», 1996. – С. 44, 67.
[3] Ислам – религия мира и толерантности. Ибрахим Джанан. В кн. Ислам о терроре и акция террористов-смертников. Эргюн Чапан. Перевод с турецкого. – М. : ООО «Издательство