"Жизнь - как в ней разобраться?" Владимир Майков - страница 2/9

от двадцати до пятидесяти тысяч мыслей. И большинство этих мыслей приходят и уходят неосознаваемо; некоторые мы осознаем, и они начинают захватывать большее поле внимания. У людей, которых называют пессимистами, большая часть мыслей негативна, типа «все плохо», «не получится», «не успею», «меня не любят», «я плохой» и т. д. А у людей-оптимистов — «классно»; машина не завелась — «отлично, пройдусь пешком»; «слава богу, что она ушла, я давно хотел сам разорвать эту связь», и т. д. — все хорошо у этих людей.

И системы терапии и личностного роста, основанные на бихевиоризме, учат наблюдать свои мысли, эмоции, свои неосознаваемые реакции и блокировать негативные и, наоборот, усиливать, давать больше жизни, внимания, энергии положительным. И надо сказать, что основанные на бихевиоризме терапии — самые успешные в плане результата: до терапии человеку было плохо, после терапии ему хорошо.

Мы, действительно, в очень большой степени являемся автоматами, большая часть наших психических процессов похожа на действие программ биокомпьютера, и наше мышление во многом и есть эти программы. И в очень большой степени наши проблемы связаны со сбоем программ, с конфликтом тех программ, которые в нас работают.

Даже в трансперсональной психологии, которая считается в большой степени связанной с духовным развитием, с высшими ценностями, тем не менее тоже присутствуют методы, связанные с программным подходом к человеческому мышлению, к человеческому сознанию.

Скажем, любимый мною Стенли Криппнер несколько лет назад проводил у нас в институте семинар по сновидению и творческому подходу к решению проблем, и на этом семинаре он научил нас тому как из наших сновидений получить девятимерную матрицу наших личностных мифов, которые мы унаследовали от бабушек, от дедушек, от родителей, мифов нашего детства, мифов нашей культуры, надличностных, трансперсональных мифов.

И оказывается, что наша жизнь во многом обусловлена действием этих глубинных мифов — мифов, которые мы считаем верными, истинными и которые являются для нас основными критериями оценки действительности. Скажем, — «что такое настоящий мужчина», «что такое настоящая женщина», «как должна вести себя настоящая женщина в этой ситуации», «как должен поступать настоящий мужчина в этой ситуации» и т. д. И в действительно сложных ситуациях мы поступаем под влиянием этих глубинных мифов. И оказывается, что если мы вычленим эти девять фундаментальных мифов, составляющих наш костяк, то у

Источник

Цитаты

Внутреннее одиночество - это тонкое состояние души.
--из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Интересные материалы

О «доброте» Поп Экман Обсуждая этот вопрос с моим ближайшим другом Полом Ка­уфманом, которого я знаю более тридцати лет и который, буду­чи атеистом, давно занимается медитацией, я внезапно подумал...

О родительской привязанности Пол Экман По мере того как мы анализировали нашу дискуссию июня 2007 го­да, брат Далай-ламы Тенцин Лодо Хогьал сделал интересное за­мечание: «По моим наблюдениям в...

Изучение порога смерти В 60-е годы война во Вьетнаме и движение за гражданские права стали в США глубоким импульсом освобождения людей, испытывавших социальное и культурное давление. Произошла...