В разных культурах сложились свои системы так называемых сакральных ("священных") чисел: так, греки выделяли четыре стихии, китайцы — пять, монголы — шесть, буддисты — восемь... Семерка, восьмерка и десятка, не говоря уже о двенадцати (знаки Зодиака), сакральны почти повсеместно, однако в каждой культуре они интерпретируются и структурируются по-разному, поэтому свести их воедино не удается.
Так, Зодиак на Востоке и на Западе включает двенадцать знаков, однако "наложить" круг фигур Птолемея на круг животных очень трудно: и границы секторов не совпадают, и характер у героев древнегреческих мифов не тот, что у китайских. Что уж тут говорить о совмещении семерки с десяткой ( чакры и сфирот)?
Поэтому эти системы обычно и не совмещают, а пользуются ими раздельно. Они совместимы лишь на философском (космологическом) уровне, когда речь заходит об изучении всеобщих закономерностей устройства мира и человека, и окказионально, то есть применительно к той или иной практической потребности.
Такая потребность недавно у меня возникла. Меня спросили, можно ли по космограмме узнать, какие чакры у человека работают. Поскольку прежде я не задумывался над этим, то и ответил, что не знаю. Но проблема меня заинтересовала. В ходе ее изучения выяснился ряд интересных закономерностей, о которых я и хочу рассказать.
Чакр вообще известно довольно много, но на первой стадии анализа я ограничился системой семи, точнее, шести классических чакр (шат- чакра нирупана[1]: седьмую, высшую чакру в ней выделяют особо[2]), и семью классическими планетами.
Сразу же оказалось, что в мировой практике по этому вопросу нет единства. На Западе (и у нас) обычно предпочитают сопоставлять чакры и планеты просто в восходящем порядке:
- сахасрара Сатурн (и высшие планеты)
- аджна Юпитер
- вишуддха Марс
- анахата Солнце
- манипура Венера
- свадхистхана Меркурий
- муладхара Луна
Естественно было проверить, как сопоставляют чакры и планеты сами индийцы. Оказалось, что они придерживаются того же принципа, только порядок следования ("старшинства") планет у них несколько иной[3]:
- сахасрара Меркурий
- аджна Юпитер
- вишуддха Венера
- анахата Сатурн
- манипура Солнце
- свадхистхана Луна
- муладхара Марс
Санкт-Петербургский астрологи Семира и В. Веташ[4], также занимавшиеся этой проблемой, предлагают свой порядок:
- (сахасрара Нептун)
- аджна Нептун, Прозерпина
- вишуддха Меркурий, Уран
- анахата Луна, Сатурн
- манипура Солнце, Юпитер
- свадхистхана