Карма — причины и последствия

Происходящее, с точки зрения вопросов внутреннего порядка, никогда не бывает случайным. И «карма» — ключевое понятие в анализе причин и следствий в таком ключе. Здесь мы обсудим это понятие, а также — некоторые интересные закономерности, с ним связанные.

 

Введение

Понятие «карма» с лёгкой подачи кого-то, мне неведомого, выглядит временами довольно противоречиво. Например, встречается его понимание как некоего высшего закона, довлеющего над человеком. Вот, в частности, что пишет Елена Ивановна Рерих в своих «Письмах в Америку»:

«Карма, или космическая справедливость каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Но для несения подвига нужно очень твердить свой дух. Потому путь ученичества никогда не бывает легким. Много препятствий приходится преодолевать, ибо на чем ином испробуем мы силы наши и закалим клинок духа своего? Ведь без закала духа не можем мы стать носителями подвига, и, следовательно, сотрудниками Вел. Бел. Бр. Велико должно быть самоотречение всех истинных носителей подвига.»

Вот что можно извлечь о карме из данного пассажа:

  1. Представление о вселенской справедливости , направляющей человека;
  2. Идею о самопреодолении , а значит, и -
  3. Императив противодействия чему-то: сложившимся обстоятельствам, самому себе и так далее (пользовалась ли Елена Рерих представлениями о вселенском заговоре или великом зле доподлинно мне неизвестно — похожие пассажи встречались, но, в силу того, что я не знаком с её творчеством в достаточном объёме, я мог что-то не так понять);
  4. Идею о самоотречении во имя великой цели.

Насколько эти представления придутся по душе читающим эти строки, я не знаю, и не ставлю целью обсуждать это. Моё определение слову «карма» куда более прагматично. А именно:

Любое действие имеет причину, побудившую к его совершению, и последствия, рождающие новую причину для новых действий. Технически, если закапываться в подоплёку этого утверждения, он будет частично повторять тезис Елены Ивановны. За несколькими различиями.

Во-первых, утверждается не «разумность» вселенной как взаимосвязанной системы, а баланс, который поддерживает и оказывает влияние на состояние каждого элемента этой системы. Скажем, брошенному камню не нужен разум, чтобы катиться вниз. Равно как и маятнику, выведенному из равновесия, не нужен разум, чтобы некоторое время совершать колебательные движения.

Во-вторых, никому никуда не нужно бежать и что-то делать — всё

Источник

Интересные материалы

ЕГИПЕТСКАЯ АЛХИМИЯ Алхимики Древнего Египта считали, что у нас есть два тела. Первое, кхат - это физическое тело из плоти и крови. Это то тело, с которым мы, как правило, идентифицируем себя; тело,...

Айванхов Омраам Микаэль Воспитание, начинающееся до рождения "Я не верю никакой педагогической теории, я убежден, что имеет значение только образ жизни родителей до и после рождения ребенка....

ДАОСИЗМ В Древнем Китае было два основных философских течения - конфуцианство и даосизм. Конфуцианство было прагматичным и фокусировалось на занимаемой человеком позиции и его обязанностях перед...