психике, в старости же труднее, так как сложно адаптироваться к ситуации из-за обусловленного сознания или возрастных нарушений в психике. С психологическим кризисом можно справиться самостоятельно. Он ориентирован на поиски решения в среде и социуме (человеку нужны способности и знания, некие ресурсы).
Возрастной кризис (бывает у всех). Отношение с социумом. Изменение личности и появление духовного. Во время него могут быть неврозы, депрессии, тревожные состояния. Основные кризисы: 30 лет (свое развитие, карьера, отношения) – «куда дальше идти?». 40 лет (семья, старение, мораль) – что уже не возможно и что уже достигнуто, «куда уже НЕ НАДО идти?» . Возникает периодически, но значительно реже, чем психологический кризис. По времени проходит достаточно долго (месяцы, а то и годы). Чтобы справиться с этим кризисом, иногда нужна помощь и поддержка со стороны. Ориентирован на поиски решения в среде и социуме (социальная адаптация и роли, физиологическая адаптация).
Экзистенциальный кризис (бывает не у всех). Отношение с самим собой (отношение с Богом). Перерождение личности/смерть личности и развитие/рождение духовного. Осознание, что, помимо ТЕЛА и ЛИЧНОСТИ, есть еще ЧТО-ТО. Во время этого кризиса человек встречается с новыми для него психическими состояниями. Может занимать достаточно долгое время. Ориентирован на поиски решения в самом себе или во Вселенной/мире. Смена картины мира и потребностей. Кризис может сопровождаться промежуточными психозами и состояниями измененного сознания.
Тонкости в отличиях кризисов.
- Психологический кризис - Я и Ситуация. Способствует развитию потенциала личности. Контекст – некая временная проблема/трудность. Для решения требуется найти некий способ решения для конкретной ситуации. Поиск информации – знания, подсказки, варианты, как можно, кто уже делал.
- Возрастной кризис - Я и Общество . Способствует развитию самосознания и развитию потенциала личности. Контексты – семья, работа, друзья. Для решения требуется найти приемлемые роли и освоить их, научиться лучше их играть, внести изменения в свою деятельность. Главное, чтобы роли не противоречили своей нравственности и принятому в обществе поведению, соответствовали законам и морали общества. А также чтобы выбранная деятельность была не опасна для здоровья и была востребована, а выполняя ее, человек бы получал удовольствие и достойное вознаграждение. Поиск приемлемых форм деятельности и ролей (могу и хочу; могу, но уже не