Продвижение вперед в любом деле невозможно без критики. Критика дает информацию о том, что нужно исправить, улучшить в своем труде. И если мы выработаем правильное отношение к критике, мы сможем совершенствоваться и достигать успехов.
Просто сказать, непросто сделать. Как правило, критика вызывает резкое отторжение. Критикующая сторона рискует нарваться на озлобленность. А критикуемая сторона ловит себя на желании огрызнуться. Почему так происходит? Давайте разберемся.
По моему опыту, критика бывает двух видов:
- Конструктивная
- Эмоциональная
По названию становится сразу ясно, что конструктивная критика – самая «полезная» с точки зрения стремления к улучшениям. Конструктивная критика дает точку зрения только об обсуждаемом продукте, с конкретными поправками, аргументами и предложениями для улучшений. Именно такая критика имеет право восприниматься здраво. В такой критике не может и не должно быть конфликтов.
Если вы, как критик, сделали спокойные адекватные и здравые поправки, имеющие право называться конструктивными, а в ответ получили обиды, не берите их на себя. Это значит, автор своего творения еще не готов к улучшениям. Это проблемы автора, а не ваши.
Эмоциональная критика – самая конфликтная , и более того, абсолютно неконструктивная. Тот, кто выступает в роли критика, часто испытывает зависть, злость, неудовлетворенность собственными трудами. И его чувства находят выплеск в «выливании грязи» на другого, того, кто, по его мнению, достиг чего-то большего, лучшего, или несет угрозу его трудам. Причем, критик часто не осознает собственных чувств. Он просто злой и все. Естественно, его «пожелания» не могут принести абсолютно никаких улучшений.
Как правило, в эмоциональной критике задействуются все способы «уколоть» автора, "отомстить" ему. В дело пойдут: переход на личности, обсуждение биографии, нарекания разными эпитетами, охаивание всех творений, и данного труда. Ничего конструктивного не сказано, никаких конкретных поправок не сделано. Зато, присутствует много оценок, категорий, диагнозов. Зачастую обидных, не имеющих под собой здравой почвы. Естественно, такая критика не приводит к улучшениям. И возникновение конфликта будет обоюдной ответственностью. Критикующий повелся на свои болезненные чувства, а критикуемый не смог вынести испытания «популярности».
Рассмотрим критику с позиции критикуемого.
Если вы всегда болезненно реагируете на критику, это повод разобраться в себе.