Три шага Антропософии

 

Я испытываю большое удовлетворение, что этот цикл докладов может состояться в Гетеануме, институте, призванном взращивать спиритуальную науку. Но эту науку, называемую здесь спиритуальной, нельзя смешивать с тем, что как раз в наше время часто выступает под именем оккультизма, мистики и тому подобного. Эти устремления или примыкают к старым спиритуальным традициям, больше не понимаемым правильно — и в дилетантской форме предлагают разного рода псевдопознания о сверхчувственных мирах; или же внешне подражают принятым в настоящее время научным методам, не зная того, что пути исследования, в совершенстве разработанные для рассмотрения чувственного мира, никогда не могут ввести в сверхчувственные миры. И то, что выступает как мистика, это либо просто обновление древних душевных переживаний, либо неясное, часто крайне фантастическое и иллюзионистское самосозерцание.

Метод воззрения Гетеанума, напротив, отличается тем, что он в полной мере поддерживает точку зрения современного естественнонаучного исследования и признает ее там, где она правомерна. Но он, со своей стороны, путем строго регламентированной подготовки чисто душевного созерцания стремится достигнуть объективных, точных данных в отношении сверхчувственного мира. Такими данными он признает только достигаемое при таком созерцании души, при котором душевно-духовная организация может быть обозрима точно так же, как бывает обозрима математическая проблема. Речь идет о том, чтобы вначале эта организация предстала в научно безупречном созерцании. Если мы назовем эту организацию "духовным оком", то можно сказать: как математик имеет перед собой свои проблемы, так духоиспытатель — свое собственное "духовное око". Таким образом, научный метод применяется им прежде всего при подготовке его "духовных органов". Если эти органы подвластны "его науке", тогда он может ими пользоваться, и ему открывается сверхчувственный мир. Исследователь чувственного мира направляет свою науку вовне, на результаты. Исследователь духа применяет науку как подготовку к видению. Когда начинается видение, то все назначение науки должно быть исчерпано. И если тогда мы хотим назвать свое "ведение" ясновидением, то это будет "точное ясновидение". Там, где кончается, наука о чувственном, начинается наука о духе. Духовный исследователь должен прежде всего взрастить весь свой образ мышления на новейшей науке о чувственном.

Ведь практикуемые сегодня науки вплотную подходят к области, открывающей

Интересные материалы

Глава 24 МАТЕРЬ МИРА             Один из величайших законов мироздания есть закон аналогии, который гласит: "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху, и то, что вверху,...

От экспертов Национального музея антропологии Мексики поступило сообщение об исторической находке. Оказывается, археологами была обнаружена скульптура древнейшего бога индейцев майя — Уэуэтеотля....

Период невосприимчивости Экман: Я впервые объяснял концепцию периода невосприимчи­вости во время нашей первой встречи в 2000 году, а затем я развил ее дальше и изложил в своей книге «Психология...