Сновидения в тибетской традиции - страница 4/5

назад через первые три фазы, возвращаясь от ясного света к состоянию сновидений. В более поздних учениях этот взгляд изменился, особенно в отношении промежуточного состояния бардо и традиции Шести йог Наропы, источник которых восходит к Марпе.

(Наропа, знаменитый представитель тантризма, живший в одиннадцатом веке в Индии, был учителем Марпы, тибетца, дважды путешествовавшего в Индию с целью получения и распространения учения. Позднее Марпа стал основателем направления Нового перевода в тибетском буддизме. Из этого направления образовалось позднее много разных школ, некоторые из которых существуют и сегодня. Подобные различия внутри буддизма напоминают мне о ситуации в научном мире, где противоположные взгляды также могут соседствовать долгое время.)

— Между прочим, — сказал Его Святейшество, — тибетский буддизм считает сон формой подпитывания, подобно еде, восстанавливающей и освежающей тело. Другой формой подпитки является самадхи, или медитативная концентрация. Если человек приобретает большой опыт в практике медитативной концентрации, то уже одно это поддерживает и питает тело.

Хотя сон является источником питания для тела, неясно, каким образом сновидения служат человеку, кроме как в медитативных практиках. В буддизме считается, что сны приходят из области контакта между разными уровнями тонких тел — грубым уровнем, тонким уровнем и очень тонким уровнем, но если вы спросите, почему мы видим сны, какая от них польза, то в буддизме нет ответа на эти вопросы.

Затем он остановился на вопросе, вызвавшем его любопытство:

— Мы определили различие между БДГ-сном и четвертой фазой глубокого сна. Когда вы находитесь в состоянии парадоксального сна, продолжается ли одновременно состояние сознания четвертой фазы ББДГ-сна или оно прерывается[13]?

— Это совершенно разные состояния, — ответил я. — Когда я нахожусь в состоянии БДГ, у меня одна форма сознания. Если состояние моего разума и мозга меняется, то форма сознания будет другой. Мне не нужно устанавливать, что продолжается другое состояние. Я предпочитаю считать формы сознания производными от свойств мозга и тела.

— Должен ли ББДГ-сон обязательно предшествовать БДГ-сну? — продолжал размышлять Далай Лама. — Согласно тибетскому буддизму, пребывание во сне означает, что проявляется аспект ума, соответствующий сну, и сон может быть как со сновидениями, так и без них. Но если сновидения возникают, то аспект ума, соответствующий сну, должен обязательно присутствовать.

Интересные материалы

Практически никто в наше время не задается вопросом, что он представляет из себя на самом деле. Кто есть Я? И действительно, любой человек в здравом уме ответит, что твердо знает кто он,...

Глава 2. Религия в современном мире Множество учений, множество путей Обретение подлинной реализации не зависит от следования какой-то конкретной религии или приверженности определённому убеждению...

Об осознанности Маргарет Каллен Осознанность становится все более популярным термином на Западе благодаря влиянию нескольких известных авторов книг и преподавателей медитации, таких как Тих Нхат...