Пранаяма. Правила выполнения пранаямы - страница 7/8

этих методов можно контролировать ум.

Кроме того, Патанджали описывает восемь последовательных стадий раджа йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.

Яма состоит в практике ненасилия (ахимса), правдивости (астейя), владения чувствами (брахмачарья) и нестяжательства (апариграха).

Нияма — это чистота (шауча), удовлетворенность (сантоша), аскетизм (тапасья), самонаблюдение (свадхьяя) и осознание более высокого сознания (Ишвара пранадхана).

Асана означает способность сохранять устойчивую физическую позу. Эти три стадии (яма, нияма и асана) считаются необходимыми предварительными условиями для более тонких этапов пранаямы.

В тексте Йога Сватмарамы Хатха Йога Прадипика даются рекомендации относительно пранаямы в практике нади шод-хана, то есть, очищения психических потоков в теле:

  • «В начале практики йогу следует питаться молоком и ги (топленым маслом). На продвинутых стадиях такие ограничения более не нужны» .
  • «Посредством практики пранаямы мы избавляемся от всех болезней. При неправильной практике, йог делает себя уязвимым для всевозможных недугов» .
  • «Тогда дыхание происходит неправильно, и практика приводит к кашлю, астме, головной боли, боли в глазах и ушах, а также к другим болезням»
  • «Тому, кто имеет слабую конституцию и подвержен вялости и болезням, связанным с капхой (слизью), следует сперва практиковать шаткармы. Тем, кто не страдает от болезней, связанных с ватой (ветром), питтой (желчью) и капхой, этого делать не нужно» .

В тексте Хатха Йога Прадипика приводятся общие предварительные условия для практик йоги, включая ямы и ниямы. Тапа также упоминается, но в сбалансированной форме — например, не есть слишком много, и не поститься чрезмерно. Кроме того, успех зависит от радостного расположения духа, упорства, смелости, самопознания, непоколебимой веры в слово гуру, и склонности к относительному уединению.

В тексте Шива Самхита (Глава 3, шл. 33-37) упоминаются различные препятствия наряду со средствами их преодоления. К числу вещей, от которых следует отказаться, относятся: кислое, вяжущее и острое, соль, горчица и горькие вещества.

Не следует слишком много ходить, разговаривать, есть и поститься — иначе говоря, следует во всем соблюдать умеренность. Рекомендуются ямы и ниямы, а также терпение, постоянство, прощение, скромность и служение гуру.

Пранаямой не следует заниматься сразу после еды, равно как и при сильном чувстве голода.

В традиционных текстах имеются бесчисленные

Источник

Интересные материалы

О внимании Клиффорд Сейрон Мы еще не знаем, каким образом это качество заботливого внимания к дыханию и другим аспектам физического поведения должно обеспечить большую осведомленность о...

Глава 12      О ВОСПИТАНИИ             Вопрос воспитания один из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью...

Секрет доброты Экман: Как ученый я не могу игнорировать то, что я пережил. Нельзя сказать, что прежде я не пытался испробовать другие под. ходы к облегчению моих проблем, создаваемых гневом. Три...