что в России сейчас идеологический вакуум и некоторые силы борются за то, чтобы его заполнить. Некоторые западные астрологи считают, что в России именно астрология станет идеологией, официальной доктриной. Так вот, проявление такого негативного отношения православия к астрологии — это борьба за власть?
— Начиная со времен возникновения астрологии на Руси, она традиционно считалась находящейся рядом с чернокнижием и колдовством. Эта наука отрицалась по своему имени. И я вижу в этом в гораздо большей степени следование традиции, нежели действительно возражение против того, чем реально астрология занимается.
Что касается идеологии, то астрология не может быть идеологией в принципе. Это некоторый язык, это некоторое техническое средство. Это для меня звучит так же, как если бы кто-нибудь сказал, что современная химия станет идеологией российского общества. Это нереально. Другое дело, что само изучение астрологии предполагает определенную философскую культуру. И в той философии, которая стоит за астрологией, вероятно, проглядывают контуры будущего, какой-то общей гуманитарной философии эпохи Водолея. Мы сейчас можем только догадываться об этом. И здесь я вижу для себя очень многое. Универсальная концепция человека, которую я пытался разрабатывать в серии «Каббалистическая астрология» — это была попытка, пользуясь астрологическими терминами, дать некоторую картину всех проявлений человека, и астрология здесь оказала очень большую помощь и поддержку. Думаю, что и другим людям она помогает именно в философском плане, хотя не так прямолинейно, как это кажется.
Есть разные входы в астрологию. Некоторые входят по Нептуну, как мистики. Некоторые — по Урану, как гадалки. А некоторые — по Юпитеру — через мировоззрение. Они что-то получают, но меньше, чем им хотелось бы.
— И все-таки, как вы себе представляете будущую идеологию России?
— Идеологию России или ту идеологию, которая придет через Россию? Это разные вещи. Я не вполне понимаю, что значит «идеология России». Я чувствую определенную гуманитарную концепцию, которая сейчас набирает силу в России, которая впитывает в себя и некоторые западные элементы и некоторые восточные элементы. И, может быть, в России действительно произойдет синтез философии (о чем писал Андреев, то, что он понимал под «стеблем Розы мира» ). У России, безусловно, есть возможность внести вклад в создание новой философии. Но что касается России как государства, то я не думаю, что в ней возникнет