тарикатские шейхи. Тарикат (суфизм) – эта наука, которая относится к тайным, сокровенным наукам. Явными же науками могут владеть даже лицемеры и большие грешники. Явные науки – это те науки, которыми можно овладеть путём чтения книг. Тайная же наука исходит от Всевышнего, и наделяет Он ею только избранных рабов Своих, достигших внутренней чистоты[4].
Имам Сахруварди в своей книге «Авариф» говорит, что все остальные науки кроме тасаввуфа можно постичь и при наличии любви к мирскому.
Той наукой-талкин, посредством которой Джабраил (мир ему) вложил в сердце Пророка (мир ему и благословение) истинную веру, и является тасаввуф, или тарикат.
Тот, кто не признаёт тасаввуф (тарикат), является отрицающим основы откровений, а следовательно, не знает истинную суть религии.
Все аяты Корана, в которых говорится о таква (богобоязненности), ихласе (искренности), тазкияте (очищении нафса и души), хидаяте (наставлении на путь истины), являются подтверждением необходимости тариката. Есть достоверный, общеизвестный хадис Пророка (мир ему и благословение), где говорится о том, что однажды к Пророку (мир ему и благословение), когда он сидел в кругу своих сподвижников, подошёл один не знакомый сподвижникам человек и спросил Пророка: «Что такое Ислам?» Пророк (мир ему и благословение) ответил, и тот человек сказал: «Правильно». Затем спросил: «Что такое иман?» Пророк (мир ему и благословение) и на этот вопрос ответил, и опять он сказал: «Правильно». Затем спросил: «Что такое ихсан?» Пророк (мир ему и благословение) снова ответил, и на это он сказал: «Правильно». После того как этот незнакомец ушёл, Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам, что это и есть Джабраил (мир ему), который пришёл разъяснить религию.
Говоря об ихсане (искренности), Пророк (мир ему и благословение) сказал, что это служение Всевышнему так искренне, как будто ты видишь Аллаха, ведь Он видит тебя, хотя ты Его и не видишь. Следовательно, без ихсана религия не будет полноценной. Суфийская наука учит человека пути достижения степени ихсана, и без устаза достичь этой степени невозможно.
Из вышесказанного следует, что основа тариката вместе с другими составляющими религии заложена в откровении. Тарикат, без всякого сомнения, является одной из частей мусульманской религии. Это подтвердил Пророк (мир ему и благословение) словами «Это был Джабраил (мир ему), который пришёл разъяснить вам вашу религию».
Все великие исламские учёные следовали тарикату.