О психических факторах в буддизме - страница 2/5

то вы хотите причинить ему стра­дание, или, если вы не в состоянии сделать это сами, вы желаете, чтобы в жизни этого человека произошло какое-то несчастье.

Далай-лама (через переводчика): Вы хотите сказать, что нена­висть не обязательно должна вырастать из обиды?

Экман: В соответствии с тем, как я использую эти термины, оби­да возникает из-за конкретного действия, совершенного другим человеком. Ненависть направлена на всего человека в целом.

Обида действительно может перерасти в ненависть. Если это все­го лишь обида, то человек может предоставить вам своего рода компенсацию. «Простите, что я взял самый большой кусок торта» или «Хотя повышение получил я, а не вы, я считаю, что вы за­служивали его в не меньшей степени». И тогда вы можете спра­виться со своей обидой. Но очень трудно справиться с ненавистью, потому что она направлена на личность другого человека. Вы хо­тите причинить вред этому человеку — вы хотите заставить его страдать. Вот почему ненависть так опасна. Вы принимаете такое определение?

Далай-лама (через переводчика): С учетом этого определения имеет ли смысл говорить с концептуальной точки зрения о нена­висти к страданиям? Или ненависть может быть направлена толь­ко на человека?

Экман: Она направлена только на человека.

Далай-лама (через переводчика): В английском языке часто ис­пользуется выражение — хотя, возможно, просто как привычный речевой штамп: «Я ненавижу такую погоду».

Экман: Да, это пример неправильной речи. Проблема, разумеет­ся, состоит в том, что люди не используют слова так, как этого хо­телось бы мне. (Смеется.)

Далай-лама (через переводчика): А что вы скажете о ненависти к политической системе? Ненависти к стране, к расе?

Экман: Я думаю, что ненависть к людям, или к группе людей, или к стране в целом возможна и очень опасна.

Далай-лама: А как насчет ненависти к другим живым суще­ствам — к муравьям, скорпионам или змеям? Например: «Я не­навижу змей».

Экман: Некоторые люди испытывают отвращение к змеям. Изве­стно одно очень интересное исследование, показавшее, что люди подготовлены к тому, чтобы испытывать страх при виде предметов, напоминающих по виду этих рептилий. Это не врожден­ный страх, подобный страху мыши, которая в первый раз видит кошку. Обследования людей показывают, что человеку необхо­димо получить хотя бы один негативный опыт контакта со змея­ми, чтобы начать испытывать перед ними страх. Но необычным здесь оказывается следующее: «подготовленность» проявляется в

Интересные материалы

Развитие сознания Экман: Человеческие существа обладают сознанием, оно имеет­ся у всех нас, нам нет необходимости его вырабатывать. Оно при­суще всем нам. Далай-лама: Да. Экман: Но есть другой тип...

Во Вселенной размер не имеет никакого значения. Планеты – намного более развитые существа, чем обитающие на них индивидуальные жизненные формы. Тем не менее, они очень чувствительны к своим...

Прощение и ответственность Экман: Могу я сменить тему и прочитать историю из написан­ной вами совместно с Виктором Ханом книги «Мудрость проще­ния»? Далай-лама: Конечно. Экман: В этой истории...