О психических факторах в буддизме - страница 3/5

том, что людям требуется всего один контакт с предметом, напо­минающим по форме змею, в то время как в случае предметов дру­гой формы требуется многократное получение негативного опыта. Пистолеты и ножи представляют реальную угрозу, но без много­кратного научения добиться прочной реакции страха на них очень трудно.

В основе ненависти лежит убежденность в том, что человек был не просто несправедлив. Он хотел причинить вам вред, он это сде­лал, и это не подлежит прощению. По крайней мере, до тех пор, пока ваша ненависть сохраняется, вы не можете простить челове­ка за то, что он сделал. Вы его ненавидите.

Далай-лама (через переводчика): На нашей планете прожива­ет более шести миллиардов человек, и каждый имеет свои особен­ности, уникальные черты характера и неповторимое состояние психики. Было бы очень трудно добиться всеобъемлющего пони­мания природы эмоций, которое бы имело универсальное приме­нение и которое бы объясняло индивидуальность каждого из нас.

В случае китайского офицера, который из ненависти к тибет­скому юноше стал избивать его перед расстрелом, в случае наци­стов, которые под влиянием пропаганды стали ненавидеть евреев и которые были глубоко уверены в оправданности своей ненависти и в порочности еврейского народа, представляется вполне вероят­ным, что ненависть, испытывавшаяся этими людьми, не отравля­ла их жизнь: они могли хорошо спать, иметь отличный аппетит и т. д. В каком-то смысле она приносила им пользу. Поэтому в буд­дистских текстах признается, что иногда даже искаженное пони­мание мира может быть выгодным в краткосрочной перспективе. Тем не менее ненависть — это яд.

Далай-лама: Вы считаете ненависть ядом в прямом или в переносном смысле? Вы намеренно используете это слово для привлечения внимания или действительно считаете, что она, подобно яду, физически разрушает организм человека?

Далай-лама (через переводчика): Это метафора. Но она имеет важные параллели. Некоторые яды не вызывают немедленную смерть, а убивают постепенно. Подобным образом и ненависть сначала приводит в смятение ваш разум, нарушает ваш душевный покой. Затем она вызывает душевные страдания.

Экман: Это впечатляющая метафора. Ее не следует понимать буквально в том смысле, что из-за испытываемой вами ненависти вы должны умереть немедленно. Однако ненависть действитель­но разрушает вашу жизнь. Она разрушает вашу психику. Она за­ставляет вас испытывать мучения. Но в краткосрочной перспек­тиве испытывать ненависть к кому-то

Интересные материалы

Темные силы и сущности принадлежат к холодному и безжизненному слою мира. Помните, я говорил, что библия ошибается по поводу небес и ада вокруг нас: ад он не горячий, он холодный. Небеса...

Мое знакомство с буддизмом началось после довольно долгого и детального изучения других религий. В основном это были западные религии и их различные направления. После исследования многих...

Об осознанности Маргарет Каллен Осознанность становится все более популярным термином на Западе благодаря влиянию нескольких известных авторов книг и преподавателей медитации, таких как Тих Нхат...