Расширение пределов сострадания - страница 3/6

одну цель: причинение вреда тому, на кого она направлена.

Далай-лама (посмеиваясь): С моей точки зрения, мы можем не одобрять политику Буша в Ираке, но мы не можем его ненави­деть.

Когда я занимаюсь преподаванием, я часто использую следую­щее упражнение. Сначала я прошу слушателей образовать пары. Там, где живу я, практически каждый настроен против Буша. Я инструктирую пары следующим образом: «Один из вас будет президентом Бушем, а другой будет объяснять ему, что неверно в его политике. Но если оппонент скажет что-то, содержащее лич­ное оскорбление, то тогда тот, кто изображает Буша, должен оста­новить его и попросить начать свое выступление заново». Людям это очень трудно, потому что они испытывают сильный гнев и зло­бу. Позднее мои слушатели рассказывают мне, что овладение навыком выражения несогласия в уважительной манере приносит им большую пользу.

Я думаю, что очень важно выражать несогласие без злобной не­нависти, без оскорблений. Никто не станет изменять свои взгляды или даже рассматривать иную точку зрения, если она высказыва­ется в оскорбительной для него манере.

Далай-лама: Да, это так.

Экман: Вы можете также постараться забыть о своем прошлом отношении. Зачем разговаривать с теми, кого вы ненавидите?

Далай-лама: Как-то я познакомился с одним американцем, по­лицейским, и он рассказал мне перед моим выступлением в универ­ситете Буффало, что он ненавидит Джорджа Буша и Дика Чейни за проводимую ими политику.

Но после моего выступления он изменил свое отношение. Он по-прежнему выражает несогласие с их политикой, но больше не испытывает ненависти к этим двум людям. Он сам рассказал мне об этом.

Экман: Многие считают, что нам не следовало затевать войну в Ираке, другие же полагают, что выбор в пользу войны был пра­вильным, по крайней мере на тот момент. В определенном смыс­ле теперь это уже не имеет значения. Проблема теперь заключает­ся в следующем: как мы можем остановить убийства людей? Если мы полностью сосредоточимся на прошлом, если мы будем зани­маться только поиском виновных, то я не думаю, что это поможет справиться с текущей проблемой.

Далай-лама: Правильно.

Экман: С другой стороны, мы должны учиться на ошибках. Но это работа историков — смотреть в прошлое и учить нас, какие ошибки были допущены, чтобы новые лидеры не наступали на те же грабли.

Далай-лама: Верно. О-хо-хо.

Экман: Одна из причин, затрудняющих достижение мира на Ближнем Востоке, заключается в том, что с прошлых времен в этом

Интересные материалы

Здравствуйте дорогие друзья! Мы знаем, что наш мир дуальный (двойственный) или можно сказать, состоит из видимого мира и невидимого. Все что есть в материальном мире, это точное отражение...

Вокруг открытий последних лет, сделанных на этом материке, сгущается мрак секретности. В Антарктиде, на расстоянии 480 км от Южного полюса, находится огромное озеро Восток, по площади не...

Наша физиология с самого начала показывает нам отличия между Мужчиной и Женщиной. Но мы так давно перестали обращать внимание на свою телесность, что практически утратили свою способность...