Разновидности гнева - страница 2/5

теряла уважение. В та­ких случаях мстительный гнев проявляется намного быстрее.

Экман: Я не уверен, что это правильное применение понятия ме­сти. Чтобы отомстить надлежащим образом, вы должны заплани­ровать уровень наказания. Однако всегда имеются исключения.

Далай-лама (через переводчика): Частично проблема здесь сно­ва заключается в использовании термина «гнев» и его соответ­ствии тибетскому аналогу. По-тибетски этот термин обознача­ется как shay dang. Этимология этого слова передает больше, чем просто раздраженное состояние психики, здесь присутству­ет также желание причинения вреда, намерение причинения вре­да, которое, по-видимому, не предполагает английское слово anger (гнев).

Экман: Не существует неопровержимых научных доказательств того, что желание причинения вреда является внутренне прису­щим гневу.

Далай-лама (через переводчика): В буддистской психологии присутствует понимание наличия корреляции между двумя силь­ными эмоциями — привязанностью, с одной стороны, и тем, что переводится как гнев или антипатия, — с другой. Они восприни­маются как выражения двух разных способов связи с конкретным предметом или человеком. Привязанность — это главным образом выражение притяжения к предмету или индивиду. Это способ со­единения, в то время как антипатия или гнев — это совершенно противоположный тип взаимоотношений.

В привязанности присутствует даже ощущение определенного слияния с объектом, своего рода объединение с ним. Здесь при­сутствует притяжение, в то время как антипатия подразумевает отталкивание этого объекта. То, что происходит в случае гнева, мотивируемого состраданием, в действительности не является от­талкиванием, потому что ваша связь с объектом по-прежнему со­храняется. Вы не ощущаете отторжения этого объекта благодаря испытываемому вами состраданию. Однако то, как вы помогаете этому объекту, определяется более раздраженным, более возму­щенным состоянием вашей психики.

Экман (вздыхает): Здесь действует очень много различных фак­торов.

Далай-лама (через переводчика): В буддистской литературе со­держится немало рассуждений о вероятности того, действительно ли такие переживания могут конструктивно использоваться в ду­ховном контексте. Но во многих текстах признается, что эта ан­типатия, этот гнев всегда подразумевает намерение причинения вреда.

Экман: Давайте обсудим вопрос о «вреде». Мой коллега Джозеф Кампос, профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, занимается изучением эмоций

Интересные материалы

Глава 2. Религия в современном мире Множество учений, множество путей Обретение подлинной реализации не зависит от следования какой-то конкретной религии или приверженности определённому убеждению...

Приходит время и человек задает себе определенные вопросы, без решения которых он не видит, как дальше жить. У кого это такой момент наступает в 50 лет, у кого-то в 20, а кто-то так и не...

Каждый год в декабре повторяется один и тот же ритуал, когда все надеются, что наступающий Новый год будет лучше, будет более счастливым. У одних портится настроение, потому что,...