Прощение и ответственность

Прощение и ответственность

Экман: Могу я сменить тему и прочитать историю из написан­ной вами совместно с Виктором Ханом книги «Мудрость проще­ния»?

Далай-лама: Конечно.

Экман: В этой истории Виктор цитирует вас. По поводу изло­женных в ней событий я хотел бы задать вам вопрос.

«Один тибетец, проведший несколько лет в китайской тюрь­ме (он еще жив и в настоящее время проживает в Непале), рас­сказал мне, что у них в тюрьме был юноша-тибетец. Этому юноше в то время было шестнадцать лет, и по китайской Конституции он еще не достиг возраста, позволяющего предать его смертной казни. Но он находился в тюрьме и ожидал исполнения приго­вора, потому что его отец воевал против китайцев. Однажды в тюрьму пришли китайские солдаты с автоматами. Один из офицеров поднял лежавший на земле металлический прут и на­чал избивать юношу, отец которого убил нескольких подчинен­ных этого офицера. В отместку офицер стал избивать железным прутом и того юношу, который в любом случае скоро должен был умереть. Когда я услышал этот рассказ, на моих глазах появи­лись слезы. Сначала я почувствовал гнев. Затем я испытал со­чувствие к этому офицеру. Действия офицера зависят от его мо­тивации. Его мотивация зависит от пропаганды. Пропаганда заставляла смотреть на отца-контрреволюционера как на зло. Устранение зла является чем-то позитивным. Такая вера — неправильная вера. Вы не можете винить этого человека. В подоб­ных обстоятельствах даже я сам мог бы действовать сходным образом».

Я посчитал, что эта часть вашей истории выглядит неправдопо­добно, но решил продолжить чтение.

«Итак, если рассуждать подобным образом, то вместо гнева возникнут прощение и сострадание. Понимание взаимозависимо ста дает вам целостную картину. Это происходит из-за того, а то происходит из-за этого — понятно? Сущность буддизма - одна сторона проявляет сострадание, одна сторона указывает на взаимозависимость. И я всегда говорю людям, что очень важно проводить различие между человеком и его действием. Мы должны выступать против плохого поступка, но это не значит, что мы должны выступать против человека, совершившего этот по­ступок. Но если бы я оказался в тех условиях, если бы я встре­тил того китайского офицера, который бил юношу, и если бы у меня было ружье, то тогда я не знаю, что могло бы произойти. Возможно, я бы застрелил китайского офицера».5

Виктор пишет: «Я спросил Далай-ламу: "Даже при вашей буд­дистской подготовке?"» И вы ответили: «Возможно. В таких экс­тремальных

Интересные материалы

Грубый и тонкий ум Ответ звучал так: в тибетском буддизме есть два вида учения — Сутра и Тантра. Сутра восходит непосредственно к учению Будды, и она считается основополагающей для всех буддийских...

 В случае серьёзного заболевания у людей возникает желание найти решение проблемы и альтернативу  традиционной медицине. В надежде на исцеление взор и внимание больных обращается к...

Смерть в христианской традиции Теперь рассмотрим, как подобные эмоции влияют на отношение к смерти. Но сначала небольшое замечание о разных подходах к мышлению в двух традициях. За эти несколько...