Природа сострадания

Природа сострадания

Хотя вопрос о сострадании занимает центральное место в буд­дистском мышлении и имеет значение в других мировых ре­лигиях, он лишь недавно стал темой научного исследования. Од­нако очевидно, что сострадание хорошо поддается объективному изучению, поскольку представляет собой не просто индивидуаль­ную, недоступную наблюдениям совокупность мыслей или убеж­дений, но иногда проявляется в конкретных, доступных наблю­дению действиях. Возьмем для примера недавний эксперимент, позволивший установить, что только немногие люди пытаются мстить партнеру, поступившему несправедливо; остальные люди в своих действиях проявляли больше сострадания. Вопрос, тре­бующий исследования, состоит в том, что именно определяет эти различия в поведении и существует ли способ обучения, позво­ляющий повысить вероятность сострадательной реакции. Пока нам известно немного о том, почему некоторые люди безо всякого специального обучения проявляют больше сострадания, заботятся о попавших в беду совершенно незнакомых им людях и стараются им помочь. Между учеными нет согласия даже по поводу определе­ния сострадания. Когда мы говорили о сострадании, я предложил новый набор научно определенных отличительных особенностей, включенных в разные типы эмпатии, куда входит и сострадание и Далай-лама нашел этот набор очень полезным.

Интересные материалы

Попробуем рассмотреть личность человека немного с непривычной для нас стороны. Мы привыкли воспринимать себя и вообще понятие личности, как нечно одиночное, а следовательно, обособленное и поэтому,...

Отпечатки и условное «Я» — Таким образом, отпечатки потока сознания, или бакчак, требуют рассмотрения с позиции других школ буддизма. Его Святейшество здесь имел в виду философские школы,...